Купить качественную и недорогую школьную форму – задача номер один в преддверии 1 сентября для родителей. Причем часто это задача из категории «миссия невыполнима». Сколько подводных камней скрывают обычные классические школьные брюки? Что делать, если от ассортимента на полках рябит в глазах, а выбрать-то и нечего? Как подобрать одежду, которая не мнется и не натирает? «МК» решил провести свое расследование и вместе с экспертами прошелся по магазинам в поисках идеальной школьной одежды. В результате выяснилось, что некоторые образцы формы без риска можно надевать разве что на манекены.


фото: Татьяна Антонова

Выбор формы для мальчиков ограничивается двумя- тремя вариантами

Разбираться в тонкостях современной школьной «легонькой» промышленности идем в обычные магазины на севере Москвы. Мы выбрали торговые точки трех разных форматов: маленький магазинчик на первом этаже жилого дома, сетевой детский супермаркет и школьную ярмарку в гипермаркете рядом с МКАД. Сравнивать будем цены, ассортимент по цветам и росту, а также соответствие маркировки на этикетках требованиям ГОСТа. Ну и вежливость продавцов тоже. А чтобы не запутаться, объектом для исследования сделаем только один предмет одежды – школьные брюки для мальчиков. Именно их, кстати, проверило и Роскачество по заказу Минпромторга.

Активисты провели контрольную закупку рекордного количества школьных брюк для мальчиков: целых 98 образцов. Эксперты старались покупать самые популярные среди родителей марки. Подавляющее большинство продукции отечественного происхождения. Но есть экземпляры и из Китая, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Турции, Болгарии и даже Италии. Каждый из представленных товаров был исследован почти по 60 параметрам качества и безопасности.

«Вы что-то путаете, мамаша!»

Первое, на что обратили внимание и эксперты, и мы во время своего магазинного расследования – гигантский разброс цен. За пару классических брюк можно отдать как 800, так и 4000 рублей. Причем главный фактор здесь даже не страна-производитель, крутизна бренда или качество ткани. Все зависит от того, куда вы отправитесь за покупкой.

Самый невыгодный вариант – магазинчики формата «рядом с домом». То есть прямо внутри дома на первом этаже. Секция школьной формы в такой торговой точке занимает лишь маленький закуток. Форма висит вперемежку: платья, блузки, штаны – все в одном ряду. С размерами тоже путаница. Зовем на помощь продавца, просим подыскать темно-серые форменные брюки на мальчика роста 152 см.

— А возраст какой?, — интересуется консультант.

— 9 лет.

-Не может быть в 9 лет такой рост, — возмущается продавщица, — Вы путаете что-то, мамаша!


фото: Татьяна Антонова
Такие потайные резинки с пуговицами и ровные швы — большая редкость

Приходится объяснять, что у высокой мамы (рост автора материала 180 см) вполне может быть высокий ребенок. С трудом возвращаем даму в первоначально русло беседы, просим брюки. В торговом ряду нужной модели не оказалось, зато со склада нам принесли сразу три варианта. Одни российские. Вторые – производства Белоруссии. С этикетками у обоих образцов все в порядке. Состав ткани указан – 60% шерсть, 40% — полиэстер. Также есть указание на ГОСТ и точный адрес швейной фабрики. А вот третья модель подкачала. Маркировки на ней нет вообще. По словам продавца – Италия (верить ли на слово?)

Цена на все три пары брюк одинаковая – 2500 рублей. Каким образом формировалась такая финансовая политика – загадка.

Идем дальше. В сетевом ритейле и в гипермаркете ситуации оказались как под копирку. Докричаться до продавца нереально, а если необходимой модели нет в торговом зале, то ее нет вообще. Зато выбор здесь больше, а цены привлекательнее. В среднем пару брюк здесь можно купить за 1500 рублей.

«Бессовестно врут!»

По составу, если верить надписям на этикетках, у представленных в магазинах брюк все в порядке. Синтетики во всех моделях не более 40%. Кстати, по рекомендациям Роспотребнадзора химических волокон в детской одежде должно быть не более 55%. На первый взгляд все в порядке. Правда, на ощупь некоторые брюки какие-то уж слишком синтетические…

Как оказалось, эксперты с нашими ощущениями согласны. По их словам, на данный момент брюки школьной формы стали самой фальсифицируемой категорией легкой промышленности за всю историю исследований Роскачества. Различные отклонения по безопасности были обнаружены у 67% продукции. И в то же время на рынке существует острая проблема фальсификации продукции.


фото: Татьяна Антонова
Этикетка — рекордсмен. На ней есть абсолютно вся информация

В частности, лабораторные испытания по соответствую реального состава ткани тому, что указано в маркировке, с треском провалили 50% участников. С испытаниями не справились товары под торговыми марками Алекс-М, Виктория, BOSTON, Воркутинская швейная фабрика, Елена и К, Золотой Гусь, Класс и К, Кокетка, Контакт-СДС, Новая школа, Одежда, Озирис, Перемена, Радуга Дети, Садман, СВ, СТАРТ, Тилли-Стилли, ACOOLA, AlisteR, baloven, Brl, CLEVERLY, DEN s, DIBONI, DST desty, Etiquelle, Gulliver, ISB, Kaysarow, kitty, Magmen, MEITEX, Noble People,OLMI, PRALESKA, SABOTAGE, Sette gattini, SHERRY SHEFF, Silver Spoon, SkyLake, Stenser, Pinetti, TUGI club, Val Max, Valenti kids,ZARA,

На этикетках брюк под торговыми марками Инициатива, BREMER, Jc, Magmen, ORBY School, Pinetti, Stenser состав вообще не был указан. Это можно расценивать как нарушение прав потребителей на информативную маркировку.

Кроме того, в целом ряде образцов были обнаружены особенно грубые случаи фальсификации. Например, брюки под торговой маркой OLMI вообще не содержали шерсти, хотя этикетки говорили о ее наличии в количестве 28%.


фото: Татьяна Антонова
Вот за такую «информативную»маркировку Роскачество и ругает производителей

«Ближе к телу»

Еще один важный показатель, по которому специалисты тестировали школьную форму – гигроскопичность. Как уверяют врачи-педиатры, организм даже десятилетнего ребенка еще недостаточно хорошо сформирован. Терморегуляция может работать не так, как у взрослого. А значит и требования к тканям должны быть особенными. В первую очередь, материал обязан хорошо впитывать влагу и при этом дышать. В противном случае начнется раздражение и аллергия.

Однако и здесь у многих участников испытаний обнаружились серьезные проблемы. Около 50% конкурсантов оказались по своим свойствам больше похожими на гидрокостюм, чем на школьную форму. В частности, не соответствующей Требованиям на безопасность продукции (ТР ТС) по гигроскопичности, оказалась продукция брендов Алекс-М, Буква-С, Виктория, ACOOLA, ADONIS, baloven, BIARMA, BREMER, Brl, BOSTON, Елена и К, Золотой Гусь, Кокетка, Лидер Торг, Озирис, Радуга Дети, Садман, СВ, kitty , CLEVERLY, DENS, DIBONI, DST desty, Etiquelle, Kaysarow, MEITEX, Meyberg, Noble People, OLMI, Orby school, Oreana, Pinetti, PRALESKA, SABOTAGE, Servus, SHERRY SHEFF, SkyLake, Stenser, Stillini, Valenti kids, VID class.


фото: Татьяна Антонова
В некоторую школьную форму можно наряжать только манекены

Другое массовое нарушение касалось воздухопроницаемости. Здесь нарушения требований регламентов эксперты выявили у брюк торговых марок Алекс-М, Арсенал черноземья, КлассиК, Победа, РУСЬ, ACOOLA, Barakat, Choupette, ISB, Krassa, Ostin, Pinetti, Roderick, Silver Spoon, SkyLake, Sudar, Truvor, TUGI club, Uni style, ZARA.

«Кто шил костюм?!»

Еще мы решили сравнить разные брюки одного размера по длине и ширине. Оказалось, что представления о понятии «146 сантиметров» у производителей совершенно разные! Если российские фабриканты и изготовители из стран бывшего СССР во мнениях о росте сходятся (если 146, то 146), то изделия из Китая оказались на 2-3 см короче заявленного.

Кроме того, ни одна из моделей на полных детей не подойдет. Правда, у российских образцов есть явный бонус – внутренние резинки с пуговицами, с помощью которых можно регулировать ширину на талии. Бережливые родители знают: такая уловка позволяет носить одну вещь два-три года. Заграничные же штаны придется выкинуть как только чадо вытянется или вдруг переборщит с булочками из школьной столовой.

Ну а прочность и качество пошива, а также наличие сложных дополнительных элементов, которые обеспечивают комфорт во время ношения одежды, проверили эксперты в лаборатории.


фото: Татьяна Антонова
Самый большой ассортимент брюк мы нашли в гипермаркете

Оказалось, что многие производители текстильными изысками себя не утруждали. Например, на 30 моделях брюк специалисты не нашли специальную накладку – лею. Она закрывает швы брюк на наиболее изнашиваемых участках. Части накладки предварительно стачивают по вогнутым срезам на стачивающей машине, обметывают, а потом пришивают к шву. Эта весьма трудоемкая манипуляция позволяет значительно увеличить качество и комфорт готовых брюк, и включена в требования действующего ГОСТа. Однако на штанах марок Кокетка, Победа, Радуга Дети, ADONIS, SkyLake, stillini kitty, VID class, Класс, эта важная деталь отсутствует.

Кроме того, 16 товаров провалили тесты на устойчивость красителя. Это бренды Виктория, OREANA , Перемена, Садман, BOSTON, ADONIS, DEN s, Valmer, Val Max, Choupette, SkyLake, PRALESKA, SHERRYSHEFF, Stillini, Kaysarow, DST, desty. Краска с этих брюк линяла не только при машинной стирке, но даже под воздействием обыкновенного дождя.

Источник