Экс-глава Минфина Алексей Кудрин предложил отложить на неопределенный срок повышение зарплат учителям и врачам, которого требуют «майские указы» Владимира Путина. Сегодня большинство регионов не в состоянии увеличить к 2018 году в 1,5 раза доходы бюджетников, не набирая новых кредитов и долгов. Поэтому такой поворот весьма вероятен. По крайней мере, вопрос о заморозке на ближайшие три года зарплат чиновников уже практически решен.

Международный инвестиционный форум «Сочи-2016». Фото: goverment.ru

«Чтобы повысить зарплату при не растущих доходах, мы должны будем сократить ремонты школ, обеспечение оборудованием и соответствующими материалами больниц, — пояснил свою мысль Алексей Кудрин на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016». — Это опасный маневр. Я бы сделал более длительный срок на выполнение этих указов, отложил, чтобы более оптимально выполнять в условиях сжатого бюджета эти обязательства».

Кудрин далеко не первый, кто заговорил о частичной заморозке «майских указов» 2012 года. Что-то подобное звучало в том числе от властей предержащих. Например, в январе 2015 года из уст тогдашнего губернатора Амурской области Олега Кожемяко на правительственном совещании в подмосковных Горках. Он предложил ввести мораторий как раз на исполнение указа, касающегося поэтапного повышения зарплат работников бюджетной сферы. В первую очередь — медиков и преподавателей.

Тогда премьер Дмитрий Медведев все это выслушал с непроницаемым лицом и никак не отреагировал.

Можно ли было такое представить еще два года назад? И долго ли просидел бы в своем кресле Кожемяко после такой «крамолы»? А ведь ему, наоборот, выразили полное доверие, позднее назначив главой Сахалина вместо прежнего проворовавшегося губернатора.

Логика Кудрина и ему подобных понятна. На фоне общеэкономического спада, сокращения региональных доходов откуда субъектам в ближайшие полтора года брать деньги на повышение зарплат? Только занимать.

При этом по итогам 2015 года суммарный объем долга всех российских регионов увеличился на 11%, составив 2,318 трлн рублей. Это абсолютно устойчивая тенденция. В 2014 году госдолг вырос на 20%, в 2013-м — на 28,6%, в 2012-м — на 15%. Низкий уровень долговой нагрузки зафиксирован только в девяти субъектах — это 10%. Слабым утешением может служить лишь то, что сейчас дешевыми бюджетными кредитами замещают коммерческие займы, выданные ранее.

Однако пойдет ли на «заморозку» Владимир Путин, у которого самого выборы в 2018 году? В принципе это возможно. Ведь предложил Минфин в начале сентября ограничить зарплаты государственным служащим на следующие три года уровнем инфляции. Конечно, пока эта мера не касается преподавателей, медиков, работников культуры. Но лиха беда начало.

Не стоит забывать, что Минфин покусился еще на одну «священную корову», предложив сократить расходы на оборону в ближайшие три года на 6%. В борьбе с бюджетным дефицитом все средства хороши.

Кстати, на сочинском форуме министр финансов Антон Силуанов озвучил весьма оригинальный неологизм — «диетический бюджет». При этом он пообещал не менять действующую налоговую систему, работая «над доходами за счет улучшения администрирования».

Успехи в этом направлении есть. За 8 месяцев 2016 года в консолидированный бюджет поступило почти 9,4 трлн рублей. Рост показали основные налоги: НДФЛ — на 7,4%, НДС — на 4,9%, налог на прибыль — на 4%, акцизы — на 25,5%. В следующем году за счет объединения страховых взносов в единый социальный налог налоговики наверняка увеличит и эти сборы.

Как всегда многозначительно высказывался по всему этому вороху проблем глава Сбербанка Герман Греф. Он заявил, что «запас нежелания реформ заканчивается», и другого пути не остается. Через год будет начать еще тяжелее, а через два уже придется делать это в шоковом режиме. Еще бы понять, какие конкретно реформы Греф имел в виду…

Источник